СОЧИНЕНИЕ В 10 КЛАССЕ

Уважаемые коллеги!
24.04.2019 в 10 классах будет проводиться итоговое сочинение. С методическими рекомендациями можно ознакомиться здесь. Критерии оценивания находятся здесь.

Примерные темы к направлениям
1: «Отцы и дети»:
• Что такое семейные традиции и зачем они нужны? • Почему так важно сохранять связь между поколениями? • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие? • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта. • Роль родительского наставления в жизни человека. • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? • Что может мешать отцам и детям понять друг друга? • Чем может быть ценен для детей опыт отцов? • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? • Трудно ли быть взрослым? • Какую роль в становлении личности может играть семья? • Рождается ли истина в споре поколений? • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники? • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? • Родители и дети: спор или диалог? • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский). • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон). • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан). • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

Примерные темы к направлению 2: «Мечта и реальность»

 • Когда реальность разрушает мечту? • Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»? • Чем отличается мечта от цели? • Почему не все мечты сбываются? • В чем суть противоречия между мечтой и реальностью? • Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»? • Когда мечта превращается в цель? • Можно ли убежать от реальности? • Что такое, по-вашему, «заветная мечта»? • Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»? • Мечтатель – это фантазер или глупец? • Нужно ли быть верным своей мечте? • Что означает «высокая мечта»?
Примерные темы к направлению3: «Месть и великодушие»
• Что такое месть? • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»? • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим? • Что такое великодушие? • Можно ли отомстить врагу? • Можно ли оправдать месть? • Что такое «кровная месть»? • Чем великодушие отличается от благородства? • Как убедить человека отказаться от мести? • Чем великодушие отличается от доброты? • Что значит достойно пережить поражение? • Сила или слабость человека проявляется в великодушии? • Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»? • Может ли мстительный человек быть счастливым? • Почему месть разрушает душу? 32 • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? • Какого человека можно назвать великодушным? • Великодушие – это сила или слабость? • Что общего между великодушием и состраданием? • Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества? • Когда нужно отказаться от мести?

Примерные темы к направлению 4: «Искусство и ремесло»

• Чем настоящее искусство привлекает человека? • Что можно считать подлинным искусством? • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? • Какова роль искусства в развитии человечества? • Над каким искусством время невластно? • Как вы понимаете высказыванием Г. Гебеля: «Искусство – это совесть человечества»? • Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством? • В чем разница между ремеслом и искусством? • Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство? • Почему люди путают искусство и ремесло? • Могут ли способности превратиться в талант? • Кто такой талантливый человек? • Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют? • Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик? • Может ли ремесленник стать художником? • Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

Примерные темы к направлению 5: «Доброта и жестокость»

• Что такое доброта? • Что такое жестокость? • Почему люди бывают жестоки друг к другу? • Чем доброта отличается от милосердия? • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? • Почему доброта и жестокость часто соседствуют в жизни? • Как человек может воспитывать в себе доброту? • Кого можно назвать добрым человеком? 33 • Кого можно назвать жестоким человеком? • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел? • Какими качествами обладает добрый человек? • Чем доброта отличается от милосердия? • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? • Можно ли оправдать жестокость? • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»? • Доброта – это проявление силы или слабости? • Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»? • В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости? • Что может сделать человека добрее?

Перечень литературы по направлениям Универсальная литература (ко всем направлениям)


 1. «Война и мир», Л.Н. Толстой; 2. «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский 3. «Недоросль» Д.И. Фонвизин 4. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин 5. «Отцы и дети» И.С. Тургенев 6. «Телеграмма» К.Г. Паустовский 7. «Матрёнин двор» А.И. Солженицын Направление «Отцы и дети» 1. «Гроза», А.Н. Островский 2. «Война и мир» Л.Н. Толстой 3. «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский 4. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка» М.А. Шолохов 5. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А.С. Пушкин 6. «Тёмные аллеи» И.А. Бунин 7. «Белая гвардия» М.А. Булгаков 8. «Обломов» И.А. Гончаров 9. «Уроки французского», «Последний срок» В.Г. Распутин 10. «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыков-Щедрин 11. «Вишневый сад» А.П. Чехов 34 12. «В дурном обществе» В.Г. Короленко 13. «Детство» А.М. Горький 14. «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстой 15. «Два капитана» В.А. Каверин 16. «Расплата» В. Тендряков 17. «Завтра была война» Б. Васильев 18. «А тем временем где-то…» А.А. Алексин 19. "Безумная Евдокия", "Шаги" А. Алексин 20. «Чучело» В.К. Железников 21. "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви" Б. Екимов 22. «Вино из одуванчиков» Р. Бредбери 23. «Дети мои» Г. Яхина 24. «Горе от ума» А.С. Грибоедов 25. «Отцы и дети» И.С. Тургенев 26. «Убить пересмешника» Х. Ли 27. «Ромео и Джульетта», «Король Лир» В. Шекспир Направление «Мечта и реальность» 1. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов 2. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник» А.С. Пушкин 3. «Господин из Сан-Франциско»; «Чистый понедельник» И.А. Бунин 3. «Война и мир»; «После бала» Л.Н. Толстой 4. «Человек в футляре», «Ионыч», «Вишнёвый сад» А.П. Чехов; 6. «Отцы и дети», «Ася» И.С. Тургенев 7. «Тихий Дон» М.А. Шолохов 8. «Гранатовый браслет» А.И. Куприн 9. «Алые паруса» А.С. Грин 10. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский; 11. «Гроза» А.Н. Островский; 12. «Обломов», «Обыкновенная история» И.А. Гончаров 13. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов; 14. «Шинель», «Портрет», «Ревизор» Н.В. Гоголь Направление «Месть и великодушие» 1. «Сотников», «Журавлиный крик» В.В. Быков 2. «Война и мир» Л.Н. Толстой 3. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин 4. «А зори здесь тихие…» Б. Васильев 35 5. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский 6. «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохов 7. «Трус», В.М. Гаршин, 8. «Василий Тёркин» А.Т. Твардовский 9. «Поединок» А.И. Куприн 10. «Сашка» В.Л. Кондратьев 11. «Авиатор» Е.Г. Водолазкин Направление «Искусство и ремесло» 1. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков 2. «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехов 3. «Портрет», «Невский проспект» Н.В. Гоголь 4. «Война и мир» Л.Н. Толстой 5. «Как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков- Щедрин; 6. «Гранатовый браслет» А.И. Куприн 7. «Левша», «Тупейный художник» Н.С. Лесков 8. «Слепой музыкант» В.Г. Короленко 9. «Золотая роза» К.Г. Паустовский 10. «Альтист Данилов» В.В. Орлов 11.«Мартин Иден» Дж. Лондон 12.«Контрабас» П. Зюскинд 13.«Творчество» Э. Золя 14.«Художник зыбкого мира» Исигуро П. 15.«Портрет Дориана Грея» Уайльд Оскар Направление «Доброта и жестокость» 1. «Война и мир» Л.Н. Толстой 2. «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевский 3. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин 4. «Записки юного врача» М.А. Булгаков 5. «Людочка» В.П. Астафьев 6. «Матрёнин двор» А.И. Солженицын 7. «Крыжовник» А.П. Чехов 8. «Чудик» В.М. Шукшин 9. «Телеграмма» К.Г. Паустовский 10. «Список Шиндлера» Т. Кенэлли 11. «Старуха Изергиль», «На дне» М. Горький

Комментариев нет:

Отправка комментария